Новости Посольства
Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года
ВВЕДЕНИЕ
Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года (НСР-2030) разработана на основе положений Конституции Республики Таджикистан, Закона Республики Таджикистан «О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан», и в соответствии с долгосрочными целями и приоритетами развития страны, определенными Основателем мира и национального согласия – Лидером нации, Президентом Республики Таджикистан, уважаемым Эмомали Рахмоном в посланиях Маджлиси Оли Республики Таджикистан в 2014 и 2015 годах.
Данный документ подготовлен с учетом изменений произошедших за последние годы в стране и мире и в особенности, влияния мирового финансового и экономического кризиса 2007-2009 годов на национальную экономику.
НСР-2030 также, учитывает международные обязательства Республики Таджикистан по Повестке дня на XXIвек и Целей устойчивого развития (ЦУР) одобренных 70-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 года.
Основным фокусом ЦУР является концепция Устойчивого Человеческого Развития. исходя из этого, полное искоренение бедности, смена неустойчивых и продвижение устойчивых моделей потребления и производства, а также защита и рациональное использование природных ресурсов в целях экономического и социального развития, являются главными задачами и жизненно важными условиями устойчивого человеческого развития.
Определены основные приоритеты развития страны после 2015 года, на реализацию которых направлены экономическая идеология, базовые принципы и комплекс мер НСР-2030. К ним относятся: (1) образование; (2) здравоохранение; (3) занятость; (4) неравенство; (5) коррупция; (6) обеспечение продовольственной безопасности и питание; (7) эффективное управление; (8) социальная защита населения; (9) превенция (предотвращение) потенциальных конфликтов; (10) энергетическая безопасность, экология и управление демографическими процессами.
Для реализации этих приоритетов важную роль должны сыграть институты координации и ответственности органов государственного управления, бизнеса и гражданского общества. Деятельность этих институтов будет основана на национальной системе оценки и прогнозирования будущего развития, краткосрочных и долгосрочных задач и, соответственно, планов по их выполнению.
Поэтому в НСР-2030 на первый план вынесены вопросы усиления институционального развития в направлении обеспечения эффективного, прозрачного и антикоррупционного управленческого и финансового контроля на основе внедрения современных информационных технологий на всех уровнях государственного управления и, в целом, построения технократической и меритократической модели управления в стране. Для усиления роли институтов координации и социальной ответственности бизнеса рассматриваются меры по сокращению административного давления на хозяйственную деятельность, снижению коррупционной составляющей в процессе контроля и развития отраслей национальной экономики, в том числе, на основе развития государственно-частного партнерства.
В то же время, в условиях недостаточно окрепших гражданского общества и бизнеса, важную значимость приобретает координация и ответственность органов государственной власти в обеспечении индустриального и инновационного развития национальной экономики в направлении её широкой диверсификации и конкурентоспособности.
Развитие институтов координации и ответственности предполагает также и усиление роли гражданского общества в общественном контроле за деятельностью государства и бизнеса.
В целом, данный документ выступает как директивный план действий для всех органов государственного управления и индикативный план действий для частного сектора и гражданского общества, и на ней будет основываться разработка программ технической и финансовой помощи стране.
Обеспечение устойчивого развития страны предполагает выбор научно обоснованных базовых принципов будущего развития национальной экономики и общества. В основу системного подхода разработки НСР-2030 положены три базовых принципа будущего развития:
(1) превентивность, или упреждение (снижение) уязвимости будущего развития;
(2) индустриальность, или повышение эффективности использования национальных ресурсов;
(3) инновационность, или развитие на основе нововведений во всех сферах социально-экономической жизни страны.
Интенсивно изменяющаяся геополитическая, геоэкономическая и технологическая картина современного мира ставит перед нашей страной задачу превентивного и устойчивого экономического развития и обеспечения национальной безопасности.
В перспективе цели внешней политики должны быть направлены на создание благоприятных внешних условий развития, укрепление устоев государственности, защиту прав и свобод, интересов и достоинств граждан страны за рубежом, укрепление позиций государства на международной арене.
В свою очередь, внутренняя политика должна быть направлена на снижение уязвимости экономики страны от потенциальных внешних угроз, поиску и разработке эффективных механизмов и внутренних источников устойчивого экономического развития, обеспечения стабильного экономического роста, продуктивной занятости, устойчивого доступа к энергоресурсам и благоприятной предпринимательской среды. Экономический потенциал страны должен рассматриваться как материальная основа национальной безопасности. В этом отношении рациональное использование человеческого и природного капитала, а также усиление институционального потенциала развития в направлении повышения эффективности, диверсификации и конкурентоспособности национальной экономики, будут определять индустриальность будущего развития и обеспечат переход от аграрно-индустриальной к индустриально-аграрной экономике.
Приоритетное значение будут иметь вопросы обеспечения демократического управления в стране, верховенство закона, защиты прав и расширения возможностей человека. Усиление социальной защиты, обеспечение доступа к безопасным продуктам питания, улучшение водоснабжения, санитарии и структуры питания, снижение социального и гендерного неравенства во всех его формах, а также вопросы экологической устойчивости, будут рассматриваться как важные направления в действиях законодательных, исполнительных и судебных институтов.
В долгосрочном периоде обеспечение устойчивого развития страны невозможно без использования нововведений во всех сферах социально-экономической жизни. Стратегические ориентиры такого развития должны учитывать рост инвестиционной и экономической активности в азиатском регионе, роли в нем стран Центральной Азии и в целом активизации сотрудничества стран по линии Юг-Юг. В ближайшее десятилетие наступает новый технологический, экономический и политический цикл мирового хозяйства, который замедлит темпы мирового экономического роста вплоть до середины XXIвека. Мы должны быть готовы адекватно воспринимать этот процесс и уже сегодня обозначить направления будущей модели роста, определить ее качественные характеристики.
Главным фактором такой модели роста может быть только человеческий капитал и его главные системообразующие компоненты – образование и наука, как важнейшие условия повышения национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики. В этой сфере необходимо работать на опережение и осуществить переход к системе 12-летнего общего образования и широкомасштабному внедрению международных образовательных стандартов в систему профессионального образования. Роль государства в выборе и поддержке приоритетных направлений науки и техники должна быть усилена.
Основу превентивного, индустриального и инновационного развития страны будет составлять и природный капитал. Огромный гидроэнергетический потенциал, чистая вода, благоприятные земля и климат, растительный мир, значительные трудовые ресурсы, богатейшие запасы минеральных ресурсов и горных недр, создают возможности для развития экспортоориентрованных и импортозамещающих производств, создания современных секторов добывающей и обрабатывающей промышленности, цветной и черной металлургии, экологически чистого агропромышленного комплекса. Богатое историко-культурное наследие Таджикистана, его уникальная природа с неповторимыми озерами, редкими животными и растениями, а также высокие горы являются важными условиями развития сферы туризма и увеличения вклада этой отрасли в ВВП страны. Дальнейшее развитие гидроэнергетических мощностей и реализация региональных транспортно-коммуникационных проектов позволит Таджикистану стать региональным лидером в производстве и транзите дешевой и экологически чистой энергии, расширить транзитные возможности страны. Тем самым внести свой достойный вклад в устойчивое развитие развивающихся стран Южной и Юго-Восточной части Азиатского региона, в том числе стран Центральной Азии, а также в активизацию сотрудничества в коридоре Юг-Юг.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основные целевые индикаторы НСР-2030
Наименование индикаторов |
Единица измерения |
2015 |
Индустриальный сценарий |
Индустриально-инновационный сценарий |
||||
2020 |
2025 |
2030 |
2020 |
2025 |
2030 |
|||
Численность населения (на конец года) |
тыс. человек |
8547,4 (до 01.01.2016) |
9500 |
10490 |
11580 |
9500 |
10490 |
11580 |
ВВП на душу населения |
сомони |
5663
|
8430
|
12297
|
17754
|
8869
|
14302
|
23131
|
Темп роста реального ВВП в среднем за год |
% |
6,0 |
6,7 |
6,9 |
7,8 |
7,9 |
8,9 |
9,9 |
6-7 |
8-9 |
|||||||
Валовые внутренние сбережения к ВВП |
% |
18,0 |
22 |
26 |
28 |
30 |
35 |
40 |
Доля частных инвестиций в ВВП |
% |
5 |
10 |
15 |
18 |
12 |
20 |
25 |
Доля промышленности в ВВП |
% |
12,3 |
12,5-13,2 |
16 |
20-20,5 |
13-13,5 |
16-16,5 |
20-21,0 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- добывающая промышленность |
% |
|
11-12 |
11-11.5 |
9-10 |
11-11.5 |
10-10.5 |
8-9 |
- обрабатывающая промышленность |
% |
|
72-74 |
74-75 |
76-76.5 |
73-74 |
75-76 |
78-78.5 |
- производство и распределение газа, воды и энергии |
|
|
15-16 |
14.0-14.5 |
14-14.5 |
15-15.5 |
14-14.5 |
13-13.5 |
Доля сельского хозяйства в ВВП |
% |
23,3 |
21 |
20,1 |
19-19,5 |
19,5-20,5 |
18-18,5 |
17-18 |
Доля услуг в ВВП (без строительства) |
% |
- |
37-37,5 |
34-34,2 |
28,5-29,5 |
38-38,5 |
35-35,5 |
30-30,6 |
В том числе строительство |
% |
|
16-16,5 |
17-17,6 |
18,5-19,5 |
16-16,5 |
18-18,5 |
19,2-20,2 |
Чистые косвенные налоги в ВВП |
% |
13,4 |
12,6 |
12,5 |
12,5 |
12,3 |
12 |
12 |
Выработка электроэнергии, всего |
млрд. кВт.час |
17,1 |
26,2 |
37,5 |
40,7 |
26,2 |
37,6 |
45 |
Выработка электрической энергии на ГЭС
|
млрд. кВт.час |
16,8 |
24,5 |
34,4 |
37,6 |
24,5 |
34,5 |
41,6 |
Выработка электроэнергии на душу населения |
тыс. кВт.час/чел. |
2,02 |
2,78 |
3,64 |
3,67 |
2,78 |
3,65 |
4,06 |
Рост объема промышленной продукции (к 2015 г.) |
% |
100 |
в 1,6 раза |
в 2,6 раза |
в 4,2 раза |
в 2,0 раза |
в 4,0 раза |
в 8,0 раз |
c/ч- |
|
|
|
|
|
|
|
|
Монетизация (по широкому показателю денежной массы к ВВП) |
% |
22,3 |
32-34 |
36-38 |
40-42 |
44-46 |
48-50 |
52-56 |
Кредиты к ВВП |
% |
23,2 |
30-32 |
34-36 |
38-40 |
39-41 |
43-46 |
48-50 |
Капитализация (ценные бумаги) к ВВП |
% |
0 |
6-8 |
8-10 |
10-12 |
8-10 |
12-14 |
16-20 |
Добыча нефти |
тыс.тонн |
24,6 |
25,0 |
30,0 |
36,0 |
30,6 |
37,5 |
45,0 |
Добыча газа |
тыс.м3 |
4102 |
4600 |
5000 |
6000 |
5750 |
6250 |
7500 |
Добыча угля |
млн.тонн |
1,04 |
4,05 |
6,9 |
10,4 |
5,3 |
10,3 |
15,1 |
Грузооборот |
млрд. т. км |
6,32 |
7,9 |
9,2 |
12,3 |
8,0 |
10,2 |
14,9 |
Пассажирооборот |
млрд.пасс.км |
10,6 |
13,2 |
15,5 |
20,6 |
13,3 |
17,0 |
24,8 |
Социальные индикаторы НСР -2030
Наименование индикаторов |
Единица измерения |
2015 |
Прогноз |
|||
2020 |
2025 |
2030 |
||||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в том числе - мужчин - женщин |
лет |
73,5 71,7 75,5 |
75,7 73,8 77,7 |
77,8 75,9 80,0 |
80,0 78,0 82,2 |
|
Доля среднего класса |
% |
22,4 |
30 |
40 |
50 |
|
Создание новых постоянных производительных рабочих мест |
мест |
61 тыс. |
ежегодно не менее 100 тыс. |
|||
Доля лиц с профессиональным образованием среди занятого населения, в том числе среди женщин |
% |
26 20 |
не менее 30 не менее 24 |
не менее 50 не менее 40 |
не менее 60 не менее 50 |
|
Рост реальной заработной платы (среднегодовой рост) |
% |
0,6 |
5 |
|||
Соотношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин |
% |
62 |
65 |
70 |
75 |
|
Разработанные (наличие) типовые спецификации и стандарты предоставления услуг уязвимому населению |
единиц |
6 |
10 |
12 |
15 |
|
Доля учреждений социальной защиты и здравоохранения, здания которых приспособлены для лиц с инвалидностью |
% |
50 |
100 |
100 |
100 |
|
Охват детей от трех до шести лет учреждениями дошкольного образования |
% к возраст. группе |
12 |
30 |
40 |
50 |
|
Среднее число лет обучения в школе |
лет |
9,6 |
10 |
11 |
12 |
|
Общие расходы на науку |
% к ВВП |
0,15 |
не менее 0,8 |
не менее 1,2 |
не менее 1,5 |
|
Доля занятых в НИОКР в общей численности занятых |
% |
0,15 |
не менее 0,3 |
не менее 0,5 |
не менее 0,6-0,65 |
|
Доля регионов, перешедших на подушевое финансирование в системе здравоохранения |
кол / % |
18/28 |
60/92 |
65/100 |
65/100 |
|
Рост реальных пенсий (среднегодовой рост) |
% |
- |
6 |
|||
Уровень обеспеченности жильем |
м2/чел |
12 |
13 |
15 |
17 |
|
Межсекторальные индикаторы и международные сопоставления
Наименование индикаторов |
Единица измерения |
2015 |
Прогноз |
||
2020 |
2025 |
2030 |
|||
Уровень бедности |
% |
31 |
20 |
18 |
15 |
Уровень крайней бедности |
% |
15,7 |
- |
- |
0 |
Развитие человеческого капитала |
индекс |
67,24 (65 место) |
не ниже 60 места |
не ниже 55 места |
не ниже 50 места |
Индекс человеческого развития (ИЧР) |
индекс |
0,624 |
0,667 |
В группе с высоким уровнем человеческого развития |
|
Индекс гендерного неравенства |
рейтинг |
69 место из 155 стран |
не ниже 60 места |
не ниже 55 места |
не ниже 50 места |
Индекс гендерного развития |
группа |
3 группа по уровню развития |
Во 2 группе по уровню развития |
Во 2 группе по уровню развития |
Во 2 группе по уровню развития |
Потери в Индексе человеческого развития вследствие неравенства |
% |
19 |
18 |
17 |
16 |
Доля занятости в неформальном секторе |
% |
40 |
37 |
35 |
30 |
Уровень продовольственной самообеспеченности |
% |
55 |
60 |
65 |
70 |
Экономическая доступность продовольствия (расходы населения на питание из общего дохода) |
% |
55-56 |
52-50 |
47-45 |
42-40 |
Ведение бизнеса (Doing Business) |
рейтинг |
132 место из 189 стран |
не ниже 80 места |
не ниже 70 места |
не ниже 60 места |
Качество государственного управления: 1) учёт мнения населения и подотчетность государственных органов 2) политическая стабильность и отсутствие насилия 3) эффективность работы правительства 4) качество законодательства 5) верховенство закона 6) сдерживание коррупции 7) обеспечение прозрачности бюджета |
индекс |
7,11 14,69 14,83 14,83 9,95 10,05 25 из 100 требований |
В группе реформаторов |
Лидер в группе стран Центральной Азии
В группе лидеров стран СНГ |
|
Конкурентоспособность национальной экономики |
индекс |
4,03 (Рейтинг конкуренции основанный на ресурсах) |
Рейтинг в переходе от конкуренции основанный на ресурсах к конкуренции основанной на производительности |
Рейтинг конкуренции основанный на производительности |
|
Соотношение мужчин и женщин среди получателей кредитов в микрофинансовых институтах |
% |
34 |
36 |
40 |
|
Экологическая устойчивость |
индекс |
31,34 (154 место из178 стран) |
В группе лидеров стран Центральной Азии |
Праздничные нерабочие дни
День праздника Курбон
День ежегодно устанавливается уполномоченным государственным органом сферы религии